Автомобиль в горах, покорение крымских перевалов

Содержание

Автомобиль в горах, покорение крымских перевалов

Чтобы выяснить, как ведет себя автомобиль в горах необходимо выбрать маршрут, что был бы под силу и его хозяину и автомобилю и отправится в таковой поход. Совершенным вариантом для для того чтобы путешествия являются горные дороги Крыма.

Перед тем как выяснять, как ведет себя автомобиль в горах, необходимо его верно укомплектовать. Сейчас необходимо помнить, что на горных дорогах не видятся магазины и автосервисы с запчастями, помимо этого, не на любой маршрут возможно позвать эвакуатор.

Автомобиль в горах Ай-Петри

Отправляемся в путешествие на автомобиле отечественного производства. Лада «Калина» замечательно ведет себя на крымских горных дорогах, а расход горючего у нее значительно меньше чем у джипа. Исходя из этого на «Калине» комфортно выполнять путешествие, а вдруг что-то сломается (не смотря на то, что для того чтобы ни разу за 5 лет не было) запчасти на данный автомобиль имеется во всех магазинах и стоят дешевле, чем запчасти для иномарок.

Маршрут на Ай-Петри оптимальнее затевать со стороны Ялты. От Ялты в сторону Бахчисарая идет дорога через Ай-Петри и воображает она собой самый настоящий горный серпантин. На дороге лежит асфальт, исходя из этого опасность на дороге смогут воображать лишь крутые повороты, встречные автомобили на узких участках скалы и дороги и обрывы на протяжении дороги.

Умелый шофер наслаждается от таковой автострады и не только успевает смотреть за дорогой, но и наслаждается красотой соснового леса и видами на побережье.

По дороге в обязательном порядке необходимо сделать остановку около водопада Учан-Су. Это самый большой водопад Крыма. Около него имеется площадка, на которой возможно покинуть автомобиль.

В горах оптимальнее на протяжении путешествия делать остановки и отдыхать.

Следующую остановку на этом маршруте возможно сделать около Серебряной беседки. На Айпетринском плато возможно отдохнуть, налюбоваться прекрасными пейзажами, пообедать в кафе, где предлагают блюда национальной кухни.

Спускаться с плато необходимо в обязательном порядке на пониженной передаче. Дорога в сторону Бахчисарая не меньше прекрасная, чем южные склоны горы. На северных склонах находится Громадной каньон, что в случае если время разрешает, стоит посетить.

Автомобиль в горах не везде проходит, исходя из этого к Ванне юности необходимо прогуляться пешком.

Заканчивается маршрут в селе Соколином. Потом возможно выехать на автостраду и отправится в Симферополь.

Совершив путешествие на высоту более 1000 метров, мы убедились, что отечественный автомобиль в горах ведет себя превосходно и не причиняет никаких хлопот своим хозяевам.

Автомобиль в горах либо путешествие на «Калине» через перевалы горного Крыма

Крымскими горными дорогами проходили люди в течении многих тысячелетий сперва пешком, позже на лошадях и ослах. Сейчас мы попытаемся проехать по дороге через перевал Кок-Асан-Богаз из села Приветное к Белогорску.

Автомобилисты не рекомендуют путешествовать на не полноприводной машине по этому маршруту, но мы решили попытаться собственные силы и до этого нас еще не подводил отечественный автомобиль в горах.

Выехали из Алушты рано утром и через полтора часа были в Приветном. У подножия гор среди виноградников в красивой равнине расположено село. Тут весьма уютно. Это последняя точка цивилизации перед подъемом в горы.

Исходя из этого в местном гастрономе стоит купить запас и воду продуктов, чтобы перекусить.

В обязательном порядке необходимо проверить количество бензина в баке. В случае если его меньше чем 20 литров то не следует рисковать подниматься. Необходимо отправиться в с.Рыбачье к ближайшей заправке, поскольку автомобиль в горах заправлять негде.

За селом вид дороги заставляет насторожиться. Асфальт потрескался, а в некоторых местах по большому счету отсутствует. Мы понимаем, что нам предстоит 34 километра горной дороги, на 10 км из которой асфальта нет по большому счету.

Нас поставили в известность, что автомобиль в горах местных бывает, исходя из этого крайне осторожно необходимо проезжать повороты.

Дорога весьма узкая, огромное ущелье с левой скалы и стороны с правой. Были моменты, в то время, когда казалось, что на данный момент колеса зависнут над обрывом. Навстречу нам попадались автомобили. По большей части это были «УАЗики».

Водители вели себя весьма культурно и доброжелательно.

В то время, когда мы сделали остановку, чтобы отдохнуть, около нас остановился «ребята» и Патриот задали вопрос: «Помощь нужна?» Тут по всей видимости царит полная взаимовыручка, по причине того, что автомобиль в горах это транспортное средство со недостатками и своими достоинствами. И все это знают. Исходя из этого стараются друг другу оказать помощь, в случае если появляются какие конкретно то непростые обстановки.

Красота крымских гор манит и завораживает, исходя из этого стоит приобрести автомобиль, чтобы каждые выходные отправляться на нем в горы и наслаждаться данной красотой.

В заключении хочется заявить, что поведение транспортного средства во многом зависит от того, как обладатель автомобили ее подготовит к путешествию. «Лада – Калина» превосходно ведет себя. Данный автомобиль в горах нас ни разу не подвел.

Путешествие по Долгоруковской яйле

На Долгоруковской яйле пребывать большое количество занимательных мест, для которых стоит отправиться в том направлении в путешествие. Сейчас в том направлении весьма обожают ездить автомобилисты на внедорожниках. На горном плато находится Курган Славы, посвященный храбрецам Отечественной войны. Помимо этого, в горах имеется партизанский шалаш и большое количество монументов.

На горном массиве карстовый рельеф с громадным числом пещер и воронок.

Дорога на Долгоруковскую яйлу начинается из села Заречное. Это грунтовая и весьма узкая дорога. На «Ладе-Калине» возможно подниматься лишь на второй передаче. Выехав на плато, возможно перейти на третью.

Подъехав к туристической стоянке «Партизанский шалаш» возможно покинуть автомобиль и прогуляться пешком осматривая партизанские землянки, родник и шалаши. Тут имеется место для отдыха, которое оборудовано скамейками и столом.

От шалаша медлительно возможно проехать к Кургану Славы. Автомобиль в горах лучше вести медлительно и очень сильно не разгоняться.

Подъехав к Кургану Славы, на поляне возможно покинуть автомобиль. В горах его возможно оставлять, кроме того не включая сигнализацию. Тут нет людей.

Редко проходят группы туристов либо приезжают обладатели внедорожников.

Поднявшись на Курган возможно налюбоваться панорамой Основной гряды. В случае если разрешает время, то возможно с опаской подъехать к кромке плато. В том месте находится пещера узнаваемая с древних времен.

Именуется Ени-Сала 2. Близко к краю лучше не подъезжать. Покинув машину, необходимо пешком спустится к входу в пещеру.

В данной пещере обитают летучие мыши, и прекрасно сохранилось натечное убранство. В пещере в то время, когда то было святилище. Древние люди тут совершали языческие обряды. В центре пещеры сохранился каменный столб, на что был одет козлиный череп. Как раз около него совершались языческие ритуалы. на данный момент эту пещеру время от времени посещают туристы.

О ней не большое количество информации в книгах и в Интернете. Известно только что обряды тут совершались древними людьми – кизилкобинцами.

Путешествие на автомобиле в горах разрешает за маленький временной отрезок взглянуть много занимательных объектов. Но перед тем как выезжать в горы необходимо проверить состояние автомобиля, в особенности обратить внимание на состояние тормозов и рулевого управления. Выезжая в горы в обязательном порядке необходимо заправить полный бак бензина.

Расстояния не громадные, но из-за сложного рельефа у автомобиля громадной расход горючего.

В обязательном порядке к прочтению:

СЕРПАНТИН ГОРЫ АЙ-ПЕТРИ, СПУСК НА АВТО, КРЫМ ГОРНЫЕ ДОРОГИ

Статьи как раз той тематики,которой Вы интересуетесь:

Возраст автомобиля Сейчас фактически все клиенты машин разделяются на тех, кто старается купить более новую модель, и на тех, кто заостряет внимание на бывшие в потреблении…

Частенько бывают случаи, в то время, когда путешествовать на автомобиле через чур на большом растоянии, дорого и накладно. Несложнее воспользоваться ЖД транспортом, а по приезду без автомобили – как без рук. До сих…

Просматривая главные сводки дорожно-транспортных происшествий мы постоянно надеемся на то, что нас это не коснется. Любой из нас сохраняет надежду на, что именно он любимчик фортуны и все неприятности на…

Раньше с покупкой автомобиля довольно часто появлялись определенные сложности. Не каждый имел возможность позволить себе приобрести новенькую машину, да и выбор моделей был ограничен. К тому же необходимо было или…

При покупке подержанного авто необходимо учитывать массу нюансов, среди которых и возможность его предстоящей перепродажи. Исходя из этого к вопросу выбора для того чтобы транспортного средства стоит подойти с…

Автомобиль в горах, покорение крымских перевалов

[email protected] +7 978 816 7762

Походы по перевалам – популярный среди туристов вид активного отдыха. Существует немало маршрутов, проходящих перевалами горного Крыма, поскольку самих перевалов тоже довольно много – мы же остановимся на самых популярных. Раньше они играли роль торговых путей, являлись стратегически важным объектом. Сегодня это излюбленные туристами походные маршруты, по которым приятно побродить, разглядывая исторические памятники и наслаждаясь красотой природы.

Байдарский перевал

Этот перевал находится на высоте порядка 503 метров на Главной гряде Крымских гор. Он ведет от Байдарской долины к южному берегу Крымского полуострова. Здесь есть такая достопримечательность как Байдарские ворота, которые были сооружены еще в 1848 году и сегодня представляют историческую ценность. Ворота были возведены в ознаменование окончания постройки дороги Ялта-Севастополь. Отсюда открывается вид на Форосскую церковь.

Гурзуфское седло

Некоторые перевалы Крыма особенно привлекают туристов — к таковым относится, например, перевал Гурзуфское седло, являющийся самым высоким (почти 1400 метров), располагается он между Бабуган-Яйлой и Никитской Яйлой. Сегодня через этот перевал проходит Романовское шоссе, а в древние времена он служил для торговых походов из Центрального Крыма в Херсонес. В 80-х годах прошлого века здесь было обнаружено языческое святилище, старинные предметы быта, кухонная утварь, монеты и т.д.

Шайтан-Мердвен

Среди маршрутов, проходящих перевалами Крыма, также популярен Шайтан-Мердвен, который еще называют Чертовой лестницей, находится он между горами Кильсе-Бурун и Морчека, в высоту достигает 578 м. Считается, что этот перевал был освоен человеком одним из первых в Крымских горах. В античную эпоху он использовался римлянами в качестве пути, соединяющего Харакс и Херсонес. Пересекать Шайтан-Мердвен довольно сложно, вероятно потому он и был назван Чертовым.

Ангарский перевал

Этот перевал является высшей точкой трассы Симферополь?Алушта, высота составляет 752 м. Свое название он получил в честь реки Ангары, которая протекает недалеко от перевала. Это место очень популярно среди туристов, здесь есть лыжный курорт, имеется велосипедная трасса протяженностью 5 км.

Ласпинский перевал

Вдоль Ласпинского перевала проходит трасса Севастополь?Ялта. Здесь расположена скала, названная в честь знаменитого инженера Николая Гарина?Михайловского. Со смотровой площадки, устроенной здесь же, на перевале, открывается отличный вид на мыс Айя и бухту Батилиман.

Автомобиль в горах, покорение крымских перевалов

Чтоб узнать, как ведет себя автомобиль в горах нужно выбрать маршрут, который был бы под силу и автомобилю и его хозяину и отправится в такой поход. Идеальным вариантом для такого путешествия являются горные дороги Крыма.

Прежде чем выяснять, как ведет себя автомобиль в горах, нужно его правильно укомплектовать. В этот момент важно помнить, что на горных дорогах не встречаются автосервисы и магазины с запчастями, кроме того, не на каждый маршрут можно вызвать эвакуатор.

Отправляемся в путешествие на автомобиле отечественного производства. Лада «Калина» прекрасно ведет себя на крымских горных дорогах, а расход топлива у нее намного меньше чем у внедорожника. Поэтому на «Калине» удобно совершать путешествие, а если что-то сломается (хотя такого ни разу за 5 лет не было) запчасти на этот автомобиль есть во всех магазинах и стоят дешевле, чем запчасти для иномарок.

Маршрут на Ай-Петри лучше всего начинать со стороны Ялты. От Ялты в сторону Бахчисарая идет дорога через Ай-Петри и представляет она собой самый настоящий горный серпантин. На дороге лежит асфальт, поэтому опасность на дороге могут представлять только крутые повороты, встречные машины на узких участках дороги и скалы и обрывы вдоль дороги. Опытный водитель получает удовольствие от такой трассы и не только успевает следить за дорогой, но и любуется красотой соснового леса и видами на побережье.

По дороге обязательно нужно сделать остановку возле водопада Учан-Су. Это самый высокий водопад Крыма. Возле него есть площадка, на которой можно оставить автомобиль. В горах лучше всего во время путешествия делать остановки и отдыхать.

Следующую остановку на этом маршруте можно сделать возле Серебряной беседки. На Айпетринском плато можно отдохнуть, полюбоваться великолепными пейзажами, пообедать в кафе, где предлагают блюда национальной кухни.

Спускаться с плато нужно обязательно на пониженной передаче. Дорога в сторону Бахчисарая не менее красивая, чем южные склоны горы. На северных склонах находится Большой каньон, который если время позволяет, стоит посетить. Автомобиль в горах не везде проходит, поэтому к Ванне молодости нужно прогуляться пешком.

Заканчивается маршрут в селе Соколином. Далее можно выехать на трассу и отправится в Симферополь.

Совершив путешествие на высоту более 1000 метров, мы убедились, что наш автомобиль в горах ведет себя замечательно и не доставляет никаких хлопот своим хозяевам.

На «Калине» через перевалы горного Крыма

Крымскими горными дорогами проходили люди на протяжении многих тысячелетий сначала пешком, потом на ослах и лошадях. Теперь мы попробуем проехать по дороге через перевал Кок-Асан-Богаз из села Приветное к Белогорску.

Автолюбители не советуют путешествовать на не полноприводной машине по этому маршруту, но мы решили попробовать свои силы и до этого нас еще не подводил наш автомобиль в горах.

Выехали из Алушты рано утром и через полтора часа были в Приветном. У подножия гор среди виноградников в живописной долине расположено село. Здесь очень уютно. Это последняя точка цивилизации перед подъемом в горы. Поэтому в местном продуктовом магазине стоит приобрести воду и запас продуктов, чтоб перекусить.

Обязательно нужно проверить количество бензина в баке. Если его меньше чем 20 литров то не стоит рисковать подниматься. Нужно отправиться в с.Рыбачье к ближайшей заправке, так как автомобиль в горах заправлять негде.

За селом вид дороги заставляет насторожиться. Асфальт потрескался, а в некоторых местах вообще отсутствует. Мы понимаем, что нам предстоит 34 километра горной дороги, на 10 км из которой асфальта нет вообще. Нас предупредили, что автомобиль в горах местных не редкость, поэтому очень осторожно нужно проезжать повороты.

Дорога очень узкая, огромное ущелье с левой стороны и скалы с правой. Были моменты, когда казалось, что сейчас колеса зависнут над обрывом. Навстречу нам попадались машины. В основном это были «УАЗики». Водители вели себя очень вежливо и доброжелательно.

Когда мы сделали остановку, чтоб отдохнуть, возле нас остановился «Патриот» и ребята спросили: «Помощь нужна?» Здесь видимо царит полная взаимовыручка, потому что автомобиль в горах это средство передвижения со своими достоинствами и недостатками. И все это понимают. Поэтому стараются друг другу помочь, если возникают какие то сложные ситуации.

Красота крымских гор манит и завораживает, поэтому стоит купить автомобиль, чтоб каждые выходные отправляться на нем в горы и любоваться этой красотой.

В заключении хочется сказать, что поведение транспортного средства во многом зависит от того, как владелец машины ее подготовит к путешествию. «Лада – Калина» замечательно ведет себя. Этот автомобиль в горах нас ни разу не подвел.

Путешествие по Долгоруковской яйле

На Долгоруковской яйле находиться много интересных мест, ради которых стоит отправиться туда в путешествие. В последние годы туда очень любят ездить автолюбители на внедорожниках. На горном плато находится Курган Славы, посвященный героям Отечественной войны. Кроме того, в горах есть партизанский шалаш и много памятников. На горном массиве карстовый рельеф с большим количеством воронок и пещер.

Дорога на Долгоруковскую яйлу начинается из села Заречное. Это грунтовая и очень узкая дорога. На «Ладе-Калине» можно подниматься только на второй передаче. Выехав на плато, можно перейти на третью. Подъехав к туристической стоянке «Партизанский шалаш» можно оставить автомобиль и прогуляться пешком осматривая партизанские землянки, шалаши и родник. Здесь есть место для отдыха, которое оборудовано столом и скамейками.

От шалаша медленно можно проехать к Кургану Славы. Автомобиль в горах лучше вести медленно и сильно не разгоняться.

Подъехав к Кургану Славы, на поляне можно оставить автомобиль. В горах его можно оставлять, даже не включая сигнализацию. Здесь практически нет людей. Редко проходят группы туристов или приезжают владельцы внедорожников.

Поднявшись на Курган можно полюбоваться панорамой Главной гряды. Если позволяет время, то можно осторожно подъехать к кромке плато. Там находится пещера известная с древних времен. Называется Ени-Сала 2. Близко к краю лучше не подъезжать. Оставив машину, нужно пешком спустится к входу в пещеру.

В этой пещере обитают летучие мыши, и хорошо сохранилось натечное убранство. В пещере когда то было святилище. Древние люди здесь совершали языческие обряды. В центре пещеры сохранился каменный столб, на который был одет козлиный череп. Именно возле него совершались языческие ритуалы. Сейчас эту пещеру иногда посещают туристы. О ней не много информации в книгах и в сети Интернет. Известно только что обряды здесь совершались древними людьми – кизилкобинцами.

Путешествие на автомобиле в горах позволяет за короткий промежуток времени посмотреть большое количество интересных объектов. Но перед тем как выезжать в горы нужно проверить техническое состояние автомобиля, особенно обратить внимание на состояние рулевого управления и тормозов. Выезжая в горы обязательно нужно заправить полный бак бензина. Расстояния не большие, но из-за сложного рельефа у автомобиля большой расход топлива.

Если в вашем автомобиле есть система помощи при спуске с горы, то в таких поездках она вам пригодится.

Смотрите что нужно делать, если начал свистеть ремень генератора.

Видео — путешествие в горы Крыма на автомобиле:

Перевалы Крыма для самостоятельных путешествий: от Каллистона (Вартын-Богаз) до Эльбузлы (Тат-Кара-Богаз)

Перевалы Крыма для самостоятельных путешествий: от Каллистона (Вартын-Богаз) до Эльбузлы (Тат-Кара-Богаз)

В статье пойдет речь о самых знаменитых перевалах в Крыму, предназначенных для туристических самостоятельных путешествий. Это такие перевалы как Каллистон (Вартын-Богаз), Алакат-Богаз, Кокасан-Богаз, Горуча, Шеленские перевалы, Сарэениш-Богаз (Воронский перевал), Маски, урочище Седло, Хапларын-Богаз, Эльбузлы (Тат-Кара-Богаз).

Статью о путешествиях по других знаменитым горным перевалам вы найдете на сайте «все о жизни в Крыму» по ссылке

Интересные отчеты и советы о самостоятельных путешествиях по Крыму и не только можно найти на сайте русский беккепер http://www.bpclub.ru

Традиции самостоятельных путешествий в горах и горных перевалах

В горах Крыма есть две давнишние традиции, которых обязательно придерживаются туристы. Первая — обязательно положить в тур (сложенный из камней пирамидальный знак, отмечающий направление тропы, развилку или начало спуска) «свой» камень. Чтобы тем, кто пройдет здесь потом, после вас, ориентир был лучше, на большем расстоянии виден (в тумане или зимой туры — единственные ориентиры, на которые можно положиться). И вто­рая: встретив на своем пути памятник, братскую могилу героев­ партизан, — положите на нее простой горный цветок, а может, и сигаретку — тем, кто не докурил, не дожил…

Начало путешествия по горным перевалам в Крыму

К востоку от Караби-яйлы привычные уже крымские плос­когорья резко сменяются причудливо и разнообразно изогнутыми, узкими горными хребтами и хребтиками. Это действительно запу­танный горный узел, настоящий природный лабиринт, в котором легко потерять ориентацию и долго блуждать, прежде чем случай­ но встреченный лесник покажет нужную тропу — в этих лесных дебрях их превеликое множество. Конечно, все тропы куда-нибудь все равно приведут, но это «куда-нибудь» вполне может оказаться совсем не тем местом, куда мы рассчитывали попасть.»

В путешествии по этому «лабиринту Минотавра», если вы еще не обзавелись навигатором GPS — «Global Position System» (есть такой маленький, размером с телефон, приборчик, ко­торый с высокой точностью определяет ваше местонахождение, све­ряясь с искусственными спутниками Земли), нужно почащедоста­ вать компас и карту и периодически подниматься на господствую­щие высоты-горы, чтобы осмотреться и заодно наметить дальнейший путь. Зато на этом участке маршрута вдоволь воды — она повсюду: в ручьях, речках, многочисленных родниках и копаных колодцах, которые то и дело попадаются на пути.

Водораздельный хребет Главной гряды устремляется от Караби­ яйлы на северо-восток. И с Южнобережья, и с северных предгорий хорошо заметно седлообразное понижение, зажатое между остро­ верхими горами Хриколь и Шуври (Шуври-Кая). Два разделенных Главной грядой оврага — Ставлухар с юга и Карагач-Дере с севе­ра, своими верховьями вытянулись под самую седловину, под са­ мый перевал с древним названием — Каллистон (820 м).

Горный проход Каллистон

Горный проход Каллистон (в переводе с греческого — «прекрас­ нейший») известен с древнейших времен, им пользовались еще ким­мерийцы, затем тавры, греки, колонизаторы побережья и гор, ге­нуэзцы… О перевале Каллистон упоминал К.И. Габлиц.

Пейзаж, так привлекший внима­ние академика, до сих пор заставляет встряхнуться от монотонного однообразия бегущего под колесами авто асфальтового полотна трассы Симферополь-Феодосия. К югу от Белогорска, в широком разрыве непрерывной цепи Главной гряды, словно две почти оди­наковые по форме и размерам гигантские пирамиды, возникают горы Шуври (восточная вершина, возможно, от тюрк. «островер­ хая») и Хриколь (западная вершина, скорее всего, от тюрк. «кур­ ган»). Именно эти горы в качестве ориентира называет в своем путеводителе Г.Г. Москвич (конец XIX в.).

Чрезвычайно интересно другое, более позднее название горы Шуври — Катран-Яккан-Тепе — «горящая смола». Утверждают, что при проезде через Карасу-Базар императрицы Екатерины Второй в 1787 году на этой вершине специально были зажжены бочки со смолой. Конечно, то была театральная имитация действующего дымящего вулкана, на который Шуври чрезвычайно похожа внеш­не, вполне в духе «потемкинских деревень». Надо думать, зрелище произвело впечатление на царственную особу и сопровождавших ее зарубежных дипломатов. А может, Екатерина и вовсе не обратила внимания на дымящийся конус «крымского Везувия» или вообще банально проспала экзотическое зрелище. Во всяком случае, исто­ рия почему-то о сем умалчивает. От «действующего вулкана» оста­лось лишь более позднее, чем Шуври, название — Катран-Яккан­ Тепе…

Тропа, которая проходит через перевал Каллистон, начинается на южном макросклоне Главной гряды, от поляны Алекса (по гре­ чески «оборонять», «защищать»). Возможно, во времена гречес­кой колонизации и вплоть до средневековья, здесь находилось ук­ репление, охранявшее проход к южным долинам от степных кочев­ ников, которые всегда стремились к богатому побережью. Трудный подъем выводит на широкую седловину, заросшую высокими, не­кошеными травами. Так и хочется упасть в эту траву и, как говорил один из героев Юрия Визбора, «отражать небо… ». К самому лицу склоняются стебельки с ягодами земляники, пушистые ниточки ковылей, алые горные гвоздики. В кронах деревьев шумит ветерок, отброшенный рикошетом от отвесных скал массива Шуври. На юге расстилается бескрайняя синь Черного моря, а на север уходит заросшее буковым лесом ущелье. Спускаясь в него, чтобы попасть в долину реки Танасу, мы выйдем на крутой скальный карниз, нави­ сающий над пропастью, по которому когда-то проходила вьючная дорога через этот горный проход. Существует предположение, что в древности он был искусственно вырублен в скалах, с целью облег­чить движение по трудной тропе. Отсюда, по-видимому, и второе, хронологически более позднее название перевала — Вартын-Богаз («варта» — пропасть).

Затем спуск продолжится по выходам крутых скал на склоне Хриколя и, наконец, перейдя ручей, мы выйдем к скалам, крупные обломки которых перегораживают русло и как бы предупреждают: «путник, здесь твоя жизнь — как слеза на реснице».» (эту послови­ цу один из авторов услышал когда-то от таджиков на опасных горных тропах Алайского хребта в Центральной Азии). Потом нач­нутся «живые» скальные осыпи, стекающие в балки, и, наконец, мы войдем в старый буковый лес, среди которого разбросаны глы­бы известняка, скатившиеся со склонов Шуври.

Почти завершив спуск по долинам верховьев реки Танасу («те­лячья вода», кр.-тат.) или Тунас («маленький, скудный», греч.) и обогнув с севера гору Кубриали-Хыр (или Кубрели-Кир, т.е. бук­ вально «навозная жижа», 1011 м), мы окажемся в соседней доли­не, где начинается левый приток Танасу — Бой-Су («бой» — берег). Здесь, под южными склонами хребта Хабарга и восточным окон­ чанием Караби-яйлы, спрятался среди леса еще один интересный археологический памятник — средневековое поселение, название которого навсегда исчезло в дебрях истории Горного Крыма. Хо­ рошо сохранились остатки многочисленных построек этого «зате­ рянного города», возвышающиеся даже сейчас на О,5-2 м над по­ верхностью земли, крепиды древних дорог, остатки небольшого храма с абсидой, керамические трубы водопровода, покрытые лишайниками стены примитивного укрепления, защищавшего поселе­ ние от вторжения врагов. В вымоинах грунта тут и там попадаются обломки средневековой керамики. До сих пор, как и много сотен лет назад, из-под земли бьют родники (один из них в средние века был, по-видимому, благоустроен), вокруг которых здесь, когда-то, полтысячи лет назад, кипела жизнь…

Что такое сидериты

В урочище Бой-Су можно прикоснуться не только к руинам древней истории, но и к тем материальным памятникам, которые лежали, если можно так выразиться, в самой основе технического прогресса человечества. Именно в размывах и рытвинах на склонах этого урочища можно в изобилии встретить серо-коричневые, жел­ тые и красно-бурые конкреции-желваки сидерита — основного ис­точника для выплавки железа у наших далеких предков. Именно благодаря сидериту древнее человечество научилось выплавлять же­ лезо и в дальнейшем не испытывало в нем недостатка (в этом минерале его содержится до 48%).

Сидериты весьма разнообразны но, как правило, хорошо узна­ваемы. Чаще всего они представлены здесь конкрециями непра­вильно-округлой и шаровидной формы — поэтому их называют сферосидеритами. Наблюдательного путешественника наверняка удивят почти идеально круглые, как будто искусственно выточен­ные шары с гладкой — матовой или блестящей — поверхностью. Если сферосидерит разбить, то внутри обнаружится его радиаль­ но-лучистое строение, а в центральной части — более плотное ядро. Однако могут встретиться и пустотелые образцы.

Нередко от конкреции сохраняется одно лишь ядро: подверга­ясь выветриванию, оно приобретает весьма причудливую форму, напоминающую, в некоторой степени, поверхность какой-то не­ знакомой, дикой планеты». Такие образования высоко ценятся кол­лекционерами камня, давшими им не совсем привычное название — «киммерийцы » или «полинезийцы».

Перевал Каллистон

Отсюда мы осуществим траверс хребта к соседнему горному проходу Алакат-Богаз (слово­ сочетание «ала» и «кат» можно интерпретировать как «пятнис­тый единорог», 720 м). Для этого, правда, понадобится сначала совершить восхождение на вершину Шуври.

Выше травянистого участка западного склона Шуври начинают­ ся скалы. Огромные глыбы, ущелья, хребты, выступы скал, разде­ ленных зияющими черными расселинами, лежат на нашем пути. На отвесных обрывах утеса лепятся редкие в этих местах, искоре­ женные зимними штормовыми ветрами деревья красноствольной сосны. Под самой вершиной лежит, словно поверженный великан Голиаф, огромное дерево, сожженное молнией». Здесь явственно ощущается присутствие следов какой-то катастрофы».

Подъем, в принципе, несложен. Однако разумная осторожность на этом маршруте (равно как и на всех остальных участках нашего путешествия) не помешает. Старайтесь ставить ступню на всю подо­шву; пробуйте, прежде, чем воспользоваться ими, опоры — скаль­ные выступы и глыбы на тропе, при движении по крутым участкам используйте одновременно три опоры, пока четвертая конечность (рука или нога) выбирает следующую. И, наконец, даже если путь относительно прост, но, как говорится, «есть, куда падать», не стесняйтесь использовать веревку, которая в горах, в том числе и крымских, весьма желательный предмет снаряжения.

Вершина Шурви

Но вот, наконец, и вершина Шуври! С нее открывается поисти­ не роскошная панорама на ближайшие окрестные горы и долины, отсюда видны вершины древних рифовых гор в окрестностях Суда­ ка и даже чернеющий у самого горизонта вулканический массив Карадаг. Теперь нам предстоит спуститься по изогнутому, напоми­ нающему лошадиную подкову, практически безлесному, восточно­ му склону Шуври к перевалу Алакат-Богаз, который с востока тща­ тельно охраняется горбатой лесистой горой Хургуч («последняя», «крайняя»).

Спуск заканчивается на глубоко врезанной в водораздел пере­ вальной седловине, через которую проходит грунтовая дорога из долины знакомой уже нам реки Танасу в долину южнобережного Ускута. Об этом перевале мы находим скромное, буквально отры­ вочное упоминание в старом (1912 г.) путеводителе профессора Н.А. Головкинского.

Перевал Кокасан-Богаз

Буквально рядом с Алакат-Богазом находится еще один горный перевал, которым люди пользуются и поныне, — Кокасан-Богаз (670 м). Этому перевалу «повезло» гораздо больше: через него до сих пор идут туристы, проносятся автомобили — здесь откровенно чувствуется продолжение жизни. Старое написание названия этого горного прохода позволяет нам лучше понять смысловое содержа­ ние топонима (Кок-Асан-Богаз — «перевал небесного Асана»). Че­рез этот перевал проходит вполне респектабельная, покрытая ас­ фальтом дорога из Белогорска — в с. Приветное.

Дорога вроде ничем не примечательная: асфальтовое полотно, горные леса, указатели… Но что-то в ней есть такое, чего нет и в помине в других крымских горных дорогах.

Нет сомнения, что эта трасса унаследовала один из древних путей через горы: ущелье, по которому она проходит, является, с инженерной точки зрения, наиболее удобным местом для сообще­ ния северных и южных склонов Главной гряды в восточной ее части.

Напрямую к перевалу Кокасан (от Алакат-Богаза) пройти до­ вольно затруднительно — путь проляжет по действительно нехоже­ ным местам, где придется, в буквальном смысле слова, продирать­ся сквозь лесные заросли. Гораздо проще и удобнее сделать это, обогнув вершину Хургуч с севера (там пролегает торная тропа од­ ного из так называемых всесоюзных туристских маршрутов, по которым в советское время ходили «плановые» туристы — сотни тысяч».).

Наш маршрут пройдет по правому борту долины верховьев реки Танасу, под самым северным основанием обрывов горы-хребта Хургуч.

Идти всего-то около пяти километров, но какой путь! Редко где в Горном Крыму можно встретить такие, поистине девственные буковые леса, как на этом участке. Иногда кажется, что находишь­ся в джунглях, в тайге — таким нескончаемым кажется лес. Однако, как утверждают философы, все имеет начало и все имеет конец». Траверсировав склон на высоте где-то около 700 метров, мы выйдем на вполне современное шоссе в районе бывшей туристской сто­ янки «Нижний Кокасаю> (это уже северный макросклон Главной гряды).

Видеть спустя многие годы бывшие стоянки плановых всесоюз­ ных маршрутов — зрелище печальное и удручающее. Можно толь­ко представить, что здесь когда-то (в общем-то, сравнительно не­ давно) бурлила полноценная человеческая жизнь, что здесь влюб­лялись, пели песни у костра, мечтали сотни тысяч (если не миллионы…) людей, наших сограждан, таких, как мы с вами… К сожалению, некогда массовый, туризм (имеется в виду наиболее активный и относительно недорогой пешеходный туризм) в Гор­ ном Крыму просто исчез, надеемся, не навсегда. Опустели стоян­ ки, остались безработными профессиональные горные проводни­ ки, «съевшие собаку» на покорении этих бесчисленных троп. Кто от этого выиграл — крымчане. Киевляне. Москвичи. История когда-нибудь назовет все своими именами — обязательно. Но вспом­ нит ли она о гибели этой «Атлантиды» — целой индустрии крым­ ского пешеходного туризма? Сомневаемся…

Дорога через перевал Кокасан-Богаз проложена в 1832 году. Для ее сооружения потребовались огромные усилия — на отдель­ ных участках приходилось взрывать скалы, чтобы создать эти вися­ щие над пропастью серпантины магистрали, доставшейся нам в наследство от наших энергичных предков. Разумеется, построенная дорога не возникла, что называется, на пустом месте — здесь с древнейших времен проходила тропа, предназначенная для пеше­ ходов, вьючных лошадей и небольших повозок.

Известному крымскому краеведу А.И. Полканову дорога через Кокасан-Богаз напомнила горные дороги Кавказа.

Радиальные маршруты с перевала Кокасан-Богаз весьма и весь­ма интересны и познавательны.

В трех километрах по шоссе на север, в глубоком ущелье, где несет свои воды бурная Танасу (перевал ведь находится в зоне древ­него тектонического разлома, рассекающего не только Главную гря­ ду, но и весь Крымский полуостров».), возвышаются четыре огром­ ные (высотой до 50 метров!) красноватые скалы, напоминающие высокие крепостные башни. Две из них как бы «сторожат» правый берег реки, две — левый. Впервые о них упоминает в 1794 году академик П.-С. Паллас, называя их по-местному — Шайтан-Капу («Чертовы ворота»).

С шоссе к башням не спуститься — разве, что по веревке. Чтобы дотронуться руками до этих каменных исполинов, непосредствен­но ощутить их мощь и силу, нужно пройти до самого села Красно­ селовка (вниз по течению Танасу), а затем, уже непосредственно по руслу реки, подняться к Чертовым воротам (вообще, в окрест­ ностях перевала Кокасан-Богаз нечистую силу поминают почему­ то чаще, чем где-нибудь еще — с одного из поворотов шоссе, на­ пример, открывается вид на скальный пик «Чертов зуб» — Шай­ тан-Тыш).

Еще ниже по шоссе, там, где Танасу принимает в свои объятия два притока справа и слева, раскинулось небольшое горное село Красноселовка (когда-то оно называлось Ени-Сала — «Новая де­ ревня»). Наверное, мало в Крыму осталось мест, где еще можно увидеть старые дома типичной горной крымскотатарской архитек­ туры. Здесь они еще сохранились, хотя чувствуется, что время не остановить, все перестраивается …

А еще ниже по склону, немного в стороне от приветненского шоссе, в уютной долине приютилось небольшое село Алексеевка, повторившее когда-то трагическую судьбу белорусской Хатыни. В историю Великой Отечественной войны оно вошло под старым, красивым и гордым названием — Сартана (впервые это поселение под названием Sancti Erigni упоминается еще в генуэзских докумен­ тах XIV в.). В бессильной злобе фашисты дотла сожгли это парти­ занское село, оставив его жителей (узнав о готовящейся каратель­ ной акции, партизаны успели увести людей в лес) без крова, без еды и теплой одежды…

Говоря о перевале Кокасан-Богаз, было бы непростительно не вспомнить славное партизанское прошлое этих мест. Дорога через перевал, в силу своего стратегического значения, стала в годы Ве­ ликой Отечественной войны местом длительного и безжалостного противостояния партизан и оккупантов. О нем не раз напомнят нам памятники погибшим народным мстителям, стоящие у дороги, мемориальные таблички, сообщающие потомкам о подвигах их героических предков, совершенных в этих горах и лесах…

Уже на спуске к Приветному, повторяя конфигурацию примы­кающего ущелья, шоссе делает крутой изгиб — настоящую петлю. Не нужно быть выдающимся военным стратегом, чтобы однознач­ но выбрать это место для засады на колонну противника, когда одним неожиданным ударом поражаются, по классике, первая и последняя машины, а потом уничтожается вся попавшая в ловуш­ ку, колонна. Именно здесь, на этом участке дороги, носящем мет­ кое название «Подковка», партизаны совершали такие дерзкие атаки и в годы Гражданской, и в период Великой Отечественной войн. В отличие от других горных районов Крыма, где воевали партиза­ ны, здесь, у Кокасана, противостояние с врагом было, что называ­ ется, вплотную, «лицом к лицу». Буквально на соседних горных вершинах находились наблюдательные пункты противоборствующих сторон, по соседним тропам, разделенным только небольшим во­ доразделом, шли партизаны и отряды хорошо вооруженных гор­ ных егерей…

Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что близ дороги практически не встречаются старые деревья, это еще полвека назад фашисты вырубили придорожный лес, чтобы хоть как-то обезопа­сить себя от неожиданных и дерзких вылазок партизан. Сейчас трудно представить себе, что по всей дороге находились укреплен­ные немецкие заставы, постоянно проезжали патрульные отряды — так важна была для них эта дорога. Однако оккупантам так и не удалось полностью взять ее под свой контроль. Истинными хозяева­ ми этих лесов, несмотря ни на что, остались крымские партизаны.

Вот и пора расставаться с перевалом Кокасан-Богаз. Бесконеч­ но долго можно рассказывать о природе и истории этого кусочка Горного Крыма, но нас с вами ждут новые тропы — мы отправляемся продолжать траверс Главной гряды.

Горный проход — Горуча

Следующий к востоку горный проход — Горуча (743 м). Главная гряда на этом участке разделяет верховья долин рек Кучук-Кара­ Су (на севере) и Арпат (на юге). Через перевал, лежащий у запад­ ного склона горы Сори, проходит старая, еле уловимая глазом дорога, соединявшая когда-то Сартану и Зеленогорье. Путь через перевал Горуча, по всей видимости, был для крестьян Зеленогорья намного удобнее и короче, чем дорога в обход, через соседний Кокасан-Богаз. А может быть, здесь сказались другие, например, этнические или конфессиональные факторы?

От Кокасан-Богаза наш путь пролегает сначала на юг по шоссе, а затем вверх по ущелью на восток, в настоящий «каменный ме­ шок» между горами Хыз-Кая и Скала — на юге и Кокасан-Тепе — на севере. Тропа, начавшись у истоков Ускута (родник Делик-Таш, «Дырявый камень»), быстро набирает высоту, траверсируя север-

ный лесистый склон горы Хыз-Кая («Девичья скала») до выхода на водораздельный хребет. Еще немного усилий — и мы снова на водоразделе Главной гряды, на т.н. Арпатской яйле — миниатюрном фрагменте могучей крымской яйлы, случайно оказавшемся так далеко на востоке. Местность представляет собой открытое всхолмленное пространство, покрытое обширными горными лугами. За­ метное понижение под конусообразной скалистой вершиной Сори (от греч. «сорос» — куча, громада), которую, впрочем, нередко называют еще (за внешнюю схожесть) Сахарной головкой, и есть перевал Горуча.

Здесь, в отличие от перевала Кокасан-Богаз, названия природ­ ных памятников и исторические объекты имеют явно более древ­ нее, еще греческое, происхождение. К югу от перевала в рельефе хорошо просматривается огромный, почти замкнутый амфитеатр, почти лишенный древесной растительности. Это урочище Панагия («Пресвятая» — одно из имен Богородицы). Наверное, об этом, изрезанном многочисленными оврагами участке склона Главной гряды, писал А.А. Крубер: «Здесь можно убедиться в холоссалыюм эффехте эрозион­ ной работы бурных потохов в глинистых сланцах… Это лабиринт промоин. изрезывающих местность в разных на­ правлениях».

В унисон с сакральным топонимом урочища Панагия звучит и древ­ нее название соседней вершины — Айя-Кая («Святая скала»)… На­ верное, все-таки где-то здесь находился один из древних храмов или часовен Горного Крыма. Как бы в подтверждение этой версии, источник под северным склоном перевала, спрятавшийся под по­ кровом буково-грабового леса, носит имя Апостола Павла — Па­вел-Чокрак (колодец Павла). Источник, безусловно, древний, вода выливается из трубы, но выше просматриваются следы некогда су­ ществовавшего бассейна, служившего, возможно, баптистерием (кре­ щальней). Еще севернее, у древней дороги, различаются остатки каких-то древних развалин, а уже у самой Сартаны-Алексеевки дорога пройдет по балке, которая до сих пор называется Болгарс­кой лощиной.

Район перевала Горуча — место редкопосещаемое, малохожен­ ное и уж точно практически нетронутое лопатой археолога… Кто знает, может однажды здесь, у восточных пределов Главной гряды будут обнаружены неизвестные исторические памятники, которые прольют свет на загадочное происхождение местных топонимов — древних географических названий, только отдельными фрагмента­ ми дошедших до наших дней. Как не вспомнить тут отрывок из знаменитой надписи персидского царя Дария (VI в. до н.э.):«Ты, хоторый в будущие дни увидишь эту надпись… или эти изображения, — не разрушай их, но оберегай, поха мо­жешь. ». Мы надеемся, что это были пророческие слова…

Флора горных районов Крыма

Удивительные ассоциации с Персией возникают здесь даже при изучении флоры. Дело в том, что некоторые растения, обитающие на конгломератах, из которых сложены окрестные утесы, имеют ближайших родственников именно в далеком Иране. Самый ред­ кий из них — крымский эндемик астрагал щетинистый.

Однажды мы с известным российским ботаником, монографом рода астрагал А.К. Сытиным специально отправились на поиски этого по-прежнему плохо изученного вида. Мы, конечно, знали, что его следует искать на открытых каменистых обнажениях, среди ужасно колючих, редко раскиданных подушек бобового кустарни­ ка трагаканта (о котором мы вспоминали в рассказе о Демерджи). Мы конечно же знали искомое растение «в лицо». Но час за часом проходил в бесплодных экскурсиях вдоль склонов причудливых скал, и ни единого растения не попадалось на глаза. Еще несколько лет назад здесь было множество маленьких, пушистых, прижатых к земле растеньиц с темно-чернильными головками соцветий, и вот теперь их как корова языком слизнула…

То была настоящая охота за растениями, правда, по внешней активности и эмоциям больше напоминавшая рыбалку. Мы медлен­ но, сосредоточенно продвигались по щебенчатой поверхности, словно потеряли какой-нибудь сверхсекретный чип, периодически пиная камешки и нагибаясь, чтобы рассмотреть что-нибудь поближе… Вдруг один из нас в отчаянии произносит шутливую фразу: «Ну все, я остаюсь здесь жить!»- и… прямо под ногами обнаруживает ма­ ленький кустик астрагала. Соавтор этой книги посчитал долгом уступить добычу гостю.

Ну как же, два охотника — и один трофей… И мы убили еще несколько часов, пока не нашли второй экземпляр. «Он — ваш», великодушно ответил взаимностью санкт-петербургский ботаник. Мы были почти счастливы. Почти как удачливые рыбаки.

Астрагал щетинистый обитает лишь на конгломератах, и поэто­му его можно найти еще только в урочище Аязьма (близ мыса Айя), на горе Демерджи и массиве Меганом. Наша «охота» по­ могла дать объяснение колебаниям численности популяции этого эндемика. Оказалось, что вопреки сведениям, цитируемым всеми определителями, астрагал щетинистый вовсе не многолетнее расте­ние — он однолетник, и каждую весну от количества выпавших осадков напрямую зависит то, сколько семян, покоящихся среди бесплодной щебенки, сможет дать начало новому организму.

Верхнешеленский (663 м) и Нижнешеленский (660 м) перевалы

С перевала Горуча, с вершины Сори, долина южнобережного Арпата просматривается аж до самого моря. Возле устья реки, на небольшом мысу еле-еле виднеется из горных далей одинокая кре­ постная башня — Чобан-Куле («Пастушья башня»). В далекую эпо­ ху генуэзской колонизации Южного Крыма это был один из мно­ гочисленных укрепленных форпостов Солдайи (Судака, где разме­ щалась генуэзская администрация, находились консул и армия). Ровесница крестовых походов и захвата крестоносцами Константи­ нополя, путешествия Марко Поло и завоевания Крыма турками — башня все еще всматривается слепыми, невидящими глазами в бес­ крайние морские дали. Столько лет, столько веков…

Если продолжить путь по водоразделу Главной гряды (путь час­ то будет без троп и дорог, только по компасу и карте…), то можно посетить еще два горных прохода: Верхнешеленский (663 м) и Нижнешеленский (660 м) перевалы. Несмотря на то, что их назва­ ния редко попадаются на страницах краеведческой литературы, оба эти перевала нет-нет да и посещаются людьми — через них проходят старые грунтовые дороги, связывающие долину реки Шелен и расположенное в ней с. Громовку с селами Поворотное и Синекаменка — у северных склонов гор.

Верхнешеленский перевал, как ему и полагается по названию, находится в верховьях реки Шелен, там, где они подходят к самому северо-западному углу долины. Глубокая седловина перевала зани­ мает природное понижение в Главной гряде между горными вер­ шинами Берлюк («Излучина») и Караул-Тепе («Сторожевой холм»). Гора Берлюк — лесистая, с полянами у вершины, к северо-востоку от нее — вершина Караул-Тепе — тоже покрытая лесом.

Чтобы попасть на перевал, совсем не обязательно двигаться .по водоразделу — от вершины Сори на Шеленскую седловину ведет более короткая тропа, траверсирующая вначале северный, а потом южный склон гряды. Проскочить перевал трудно — вы обязательно наткнетесь на грунтовую дорогу, которая по качеству явно превос­ ходит те тропы и лесные дороги, которыми мы сюда направлялись. От Сори мы сначала пройдем под сенью горы Емулла-Кая, нависа­ ющей над тропой с юга, а далее направимся на северо-восток, держа путь строго в направлении Караул-Тепе, к перевалу Нижний Шелен, расположенному под западным склоном горы Чатал-Кез — двугорбого лесистого выступа, украшенного скальными поясами.

«Чатал» по крымскотатарски значит «развилка», и в каждом путешествии у развилки делается небольшая остановка. Мы тоже не будем исключением, однако переведем дух совершенно по другому поводу, нежели вы подумали. Развилка, простая рогулька на длин­ ном шесте стала в Крыму особым изобретением местных садово­ дов, а также предметом серьезного исследования выдающегося ук­ раинского ученого-плодовода Льва Платоновича Симиренко (1855- 1920).

Об этом человеке, несмотря на все старания советского режима, знал каждый, кто хоть раз покупал яблоки, потому что один из лучших отечественных сортов так и называется «Симиренко». Ито­гом пребывания ученого на земле Тавриды явилась монография, сразу же ставшая сенсацией, — «Крымское промышленное плодо­ водство». Огромный увесистый том, вышедший в свет в 1912 году (и переизданный в 2001 г.!) — исчерпывающая энциклопедия исчез­ нувших ныне местных сортов яблонь и груш, утерянных самобыт­ ных технологий и все еще недостижимого сегодня уровня тогдаш­ него аграрного менеджмента.

Дерево обставлялось несколькими десятками специально подо­бранных шестов, отчего напоминало индийский баньян с его хрес­ томатийными корнями-подпорками. Такая практика была не столько средством борьбы с обламыванием отягощенных плодами ветвей, сколько способом направленного улучшения внешнего вида и по­ вышения вкусовых качеств урожая.

Нижнешеленский перевал, в отличие от Верхнего Шелена, спря­ танного в буково-дубовом лесу, находится на открытом, безлесном пространстве Главной гряды, к востоку-юго-востоку от Караул-Тепе (оба перевала связаны между собой тропой, по которой мы и движемся). С перевала в Громовку, на юг, уводит примерно такая же по качесrву грунтовая дорога, которая органично вписывается в живописные, с ручьями и родниками, ущелья верховьев Шелена. Северная часть склона нисколько не уступает южной: вначале — скальная теснина, а затем сплошные броды через речушки и ручьи, то тут, то там перебегающие дорогу. Только не расслабляйтесь: после сильного летнего ливня в горах эти ручьи, которые в сухую погоду «пешком курица переходит», превращаются в бешеные по­ токи, грозящие сбить с ног, разбить о камни. В последний раз по соседней долине реки Ворон селевой поток прокатился в 1998 году. К сожалению, не обошлось без жертв… Таковы уж эти реки Восточ­ ного Крыма — то ласковые домашние кошечки, то — яростные тигры …

Сарэениш-Богаз (Воронский перевал) и горный проход Маски. Перевал Седло

Следующий к востоку — Сарэениш-Богаз (Воронский перевал, 630 м). Уже только попытка перевести его название говорит о мно­ гом: «сарш> — крутой, «эниш» — спуск. Под самый перевал, лежа­ щий под восточным склоном лесистой куполовидной горы Кис­ ломно, подходят с юга левые верховья одной из самых селеопас­ ных в Горном Крыму рек — Ворона. На северном склоне, под перевалом, рождается река Индол. Через Баронский перевал про­ ходит вполне хорошая дорога, связывающая старое южнобережное село Ворон и расположенное по другую сторону гор село Земля­ ничное.

Буквально в километре на юго-восток от Баронского перевала находится (они связаны между собой дорогой на водоразделе) гор­ный проход с необычным названием — Маски (625 м). На перевале, занимающем понижение между горой Каласыс-Оба и вершиной Улан-Кая (встречается также написание Юван-Кая), сходятся не­ сколько дорог и троп. Несмотря на то, что уже давно не существу­ ет туристская стоянка «Маски» , район перевала продолжает оста­ ваться весьма популярным для посещения туристами и местными жителями. С перевала можно отправиться на Южный берег, спус­ тившись по серпантинам дороги, ведущей по долине реки Ай-Серез («Святой Сергий») в село Междуречье и далее в Морское. А мож­ но отправиться и на север, в эrом случае где-то через три километ­ ра спуска мы окажемся в селе Земляничном.

К востоку от перевала Маски находится исключительно редко посещаемый горный проход, называемый Седло (650 м). Строго говоря, на некоторых географических картах это место обозначено просто как урочище. Ни намека нет на то, что здесь можно перевалить через Главную Крымскую гряду. Тем не менее природ­ ное понижение между горой Биюк-Чатал-Кая, превышающей 700 м. по высоте, и могучим хребтом Хамбал вполне соответствует поня­ тию «перевал».

Перевал же Хапларын-Богаз, который, безусловно, входит в список перевалов Главной гряды, вообще никак не связан с пре­ одолением главного водораздельного хребта. Поэтому говорить о нем наравне с остальными горными проходами, по меньшей мере, некорректно. Однако присутствие в его названии слова «богаз» все же обязывает нас сказать буквально два слова об этом природном объекте. Тем более, что волей-неволей, нам придется минимум еще два раза сделать исключение из общего правила. Короче, нужен прецедент.

Перевал Хапларын-Богаз

Мы уже привыкли к установившейся формулировке «перевал». Между тем люди, населяющие (и населявшие в прошлом) горные местности Крыма, как это обычно бывает, вносят свои коррективы в строгую и тщательно выверенную научную терминологию — это объяснимо: реальная, «настоящая» жизнь всегда полнее, насы­щеннее, богаче и, если хотите, правильнее, чем любая, строго струк­ турированная отрасль знаний, именуемая наукой. В конце концов, наука — это всего лишь один из инструментов познания бесконеч­ ного мира. Поэтому осмысленно отойдем от догмы, которую мы же и построили, и все-таки назовем перевал Хапларын-Богаз пе­ревалом, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Итак, перевал Хапларын-Богаз разделяет… всего-навсего верхо­ вья и нижнюю часть единой долины реки Караджа, которая вместе с рекой Тарак-Таш («Каменный гребешок») образует короткую (только у самого своего устья) речушку Судак, впадающую в море в черте одноименного города. В течении Караджи (кстати, перево­ дится как «олень») есть два абсолютно самостоятельных участка — верхний и нижний. Верхний называется долиной Карагач, нижний — Айсавской долиной. Верхний участок как бы взят в почти замкну­ тое кольцо полу

ружием южных отрогов Главной гряды. Это уже не привычный нам амфитеатр, скорее, это цирк. Зато нижняя часть долины — уже типичный южнобережный амфитеатр, открытый, как и полагается, настежь к морю.

Раздел между двумя участками долины выполнен сходящимися к самому руслу отрогами — Алчак-Кёз (с запада) и Хапларын-Кая (с востока). Наверное, из космоса эта долина очень похожа на песочные часы, в которых содержимое аккуратно перетекает, че­ рез сужение, сверху вниз. Конечно, перевалом как таковым, по­ классике, Хапларын-Богаз не является. Но». Раз в географической и краеведческой литературе о Крыме нет-нет да и возникает вопрос об этом перевале — мы обязаны его прокомментировать.

Пе­ревал Эльбузлы (Тат-Кара)

Нам остается посетить только один горный проход в этой части Горного Крыма. Перевал этот действительно интересен, с ним свя­ зано множество удивительных, неразгаданных загадок. Это — пе­ревал Эльбузлы, или, как его еще величают в географической ли­ тературе, Тат-Кара (420 м).

Перевал Эльбузлы находится на пути из Грушевки в Судак. До­ рога здесь проложена еще в 70-х годах XVIII века, хотя особой популярностью, из-за сложности пути, она никогда непользова­ лась. В 1786 году была предпринята попытка благоустройства до­ роги, так как первоначально планировалось, что во время своего визита в Тавриду империатрица Екатерина 11, проследовав этим перевалом, посетит и Судак. Однако, учитывая сложность и доро­ говизну дорожных работ, реконструкция была прекращена, марш­ рут высочайшего вояжа изменили. В конце концов царица поеха­ ла, обогнув горы с севера, в Феодосию.

В 1794 году по этой дороге проехал академик П.-С. Паллас и в его научных трудах остались путевые заметки о маршруте через Эльбузлы. Кроме заметок о перевале, ученый оставил нам еще и загадку — он упоминает о каком-то замке, который видел собствен­ ными глазами стоявшим на возвышенности —

Турклуб КПІ Глобус

Головне меню

Закалдаев Н.В., "Перевалы Горного Крыма"

Закалдаев Н.В., "Перевалы Горного Крыма"

Перевалы горного Крыма

Симферополь 1997 -2005 год.

Закалдаев Н.В. перевалы Горного Крыма (перечень). Изд. Симферополь 2005 г.

В книге указан перечень перевалов Горного Крыма, дана методика определения сложности перевалов, зарисовки и описания некоторых перевалов и приложением схем, облегчающего ориентировку при прохождении перевалов.

Рецензенты: Шумский В.М. – кандидат географических наук. Генхель М. И. – мастер спорта СССР по спортивному туризму, заслуженный путешественник России.

Немного об авторе: Н. В. Закалдаев – мастер спорта СССР по спортивному туризму, заслуженный путешественник России, совершил более 100 категорийных походов и более 200 первопрохождений перевалов и вершин в горах Кавказа, Тянь-Шаня, Памиро-Алая, Джунгарии, Саяна, Камчатки, Забайкалья, Хибин. Туризмом занимается с 1959 года. Работал инструктором, старшим инструктором, зам. директора на симферопольской турбазе “Таврия”. В настоящее время на преподавательско-тренерской работе.

Несмотря на то, что Горный Крым является одним из мест зарождения спортивного туризма в СНГ и на Украине, попыток создания подобного перечня просто не предпринималось. Описания отдельных перевалов приводятся в ряде путеводителей и единственной работой, одновременно указывающей на наличие около 20 перевалов на Главной Гряде и несущей определенную краеведческую информацию, является статья А. Ены в газете “Крымская правда”, напечатанная более 30 лет назад. Данная работа является практически первой пробой классификации перевалов Горного Крыма.

В ней указаны более 800 перевальных седловин и кулуаров.

Для горных туристов основные маршруты, включающие категорийные перевалы, проходят по Западному, Центральному и частично Восточному районам Главной гряды.

Для туристов – пешеходников, кроме вышеуказанных районов, добавляются маршруты с преодолением перевалов на Внутренней гряде. Ряд перевалов Внутренней и все перевалы Внешней гряды рекомендованы при прокладке вело и авто-мото маршрутов.

Вместо предисловия

Несмотря на все блага окружающей цивилизации, есть определенный круг людей, которые, хотя бы на период своего очередного отпуска, готовы отказаться от теплых уютных квартир, транспорта, услуг ресторанов и кафе и поменять все это на тесный круг друзей у костра, на кашу с дымком и старенькую палатку, на ветры, дожди и палящее солнце, чтобы быть поближе к матери природе, чтобы в общении с ней отдохнуть от благ цивилизации. Племя этих беспокойных людей — туристы. В любом походе есть определенный риск, конечно, в разумных пределах. Спортивный туризм – это занятие для обладателей тренированного тела, ясной головы и чистой души, обладающих целым арсеналом знаний по многим отраслям науки, походного быта и спорта.

Лучшие маршруты — у них. Они стремятся в горы для познания еще неизведанных уголков в различных природных зонах.

Хотелось бы, чтобы данная работа послужила приглашением в путешествие по крымским горам, лесам и скалам тем, кто здесь еще не бывал. Это приглашение в прекрасный мир удивительной природы Крыма, гармонично сочетающей пышность лесов, зной морских бухт на берегу теплого моря с суровостью скал и горных плато (яйл). Те, кто побывал здесь, непременно хотят вернуться вновь и найти для себя что-то новое, доселе неизведанное и непройденное. Помочь в этом – задача данной работы.

Крымские горы занимают очень небольшую по площади (6000 км²) южную часть Крыма. Они тянутся от Балаклавы до Феодосии на протяжении 180 км, при ширине до 50 км, тремя параллельными дугами, разделенными понижениями. Внешняя и Внутренняя гряды и понижение между ними имеют характер предгорных гряд. Внешняя гряда достигает 352 м в районе Симферополя, а Внутренняя, имеющая среднюю высоту около 500 м, достигает максимума у с. Богатого (Белогорский район) 739 м – г. Кубалач. Наиболее живописным является участок гряды от Инкермана до Симферополя. Основным наиболее высоким горным сооружением Крымского мегантиклинария является Главная гряда. В ней можно выделить: Западную, Центральную и Восточную части. Западная начинается от м. Фиолент Балаклавскими высотами, которые почти отвесно падают к морю, такой же характер имеет гряда вплоть до м. Айя и пос. Форос. Эту часть гряды часто называют Береговым хребтом (А). От Байдарских ворот, постепенно повышаясь от 600 до 1500 метров, гряда тянется почти до Алушты, обрываясь на юг скальной стеной, в 200-600 м, и несколько отодвигаясь от моря, образуя ЮБК. Отдельные плосковершинные участки гряды носят название “яйла” (с тюркского-пастбище), имеют собственные географические названия и сменяют друг друга в направлении с юго-запада на северо-восток в следующем порядке:

1. Байдарская (Б) макс. Высота 1029 м (г. Спирада), средняя 600-950 м.

2. Айпетринская (В) 1346 (г. Рокка), средняя 1100-1250 м

3. Ялтинская (Г) 1529 м (на сев. отроге, г. Кемаль Эгерек), средняя 1300-1400 м

4. Никитская (Д) 1509 м (г. Учкошская, Авинда Северная), средняя 1300-1450

5. Гурзуфская (Е) 1542 м. (г. Демир Капу), средняя 1400-1500 м.

6. Бабуган (Ж) 1545 м. (г. Роман Кош), средняя 1400-1500

Между западной частью Главной гряды и Внутренней находится широкое межгрядовое понижение, где лежат бассейны рек северного склона и их притоков. Рельеф понижения отличается сильной эрозионной расчлененностью, особенно в районе Курцовско-Качинского мелкогорья.

Яйлы центральной части Главной гряды, в отличие от Западных яйл, представлены разобщенными столовыми двухуровневыми массивами, разделенными довольно широкими и глубокими понижениями, они чаще простираются меридионально, как бы обуславливая расширение Главной гряды на этом отрезке: протяженность же Центральной части вдоль основной орографической линии – небольшая. Эта группа массивов состоит из следующих яйл:

1. Чатыр Даг (И) макс. высота 1527 м (г. Эклизи Бурун), средняя 1200-1400 м

2. Демерджи (К) макс. высота 1359 м (г. Демерджи Сев.), средняя 1100-1300 м

3. Тырке (Л) 1283 м (г. Тырке), средняя 1200-1250 м

4. Орта Сырт (Л 2) 912 м (г. Яман Таш), средняя 850-900 м

5. Долгоруковская (М) 1067 м (г. Замана), средняя 700-1000 м

6. Караби (Н) 1262 м (г. Тай Коба сев.), средняя 900-1100 м

К востоку от Караби яйлы Главная гряда приобретает другой характер. Водораздельный хребет представляет узкий, часто лесистый гребень, по которому проходят основные тропы и многие лесные дороги. Отроги, особенно южные, представлены большим количеством коротких хребтов, часто с заостренными гребнями и пиками, сильно расчлененными долинами различных направлений. Абсолютные высоты уменьшаются от 1009 (г. Аю Кая) в массиве Сорос у Кок — Асана до 350-300 м, на хребтах Узун Сырт и Тепе Оба, у Феодосии, где Главная гряда заканчивается.

Несколько особняком стоят, в юго-восточной части, горы Судакско-Карадагского района, сложенные крупными массивами рифогенных верхнеюрских известняков, вулканическими эффузивными породами (южный Карадаг), а также конгломератами и песчаниками.

Характеристики горной породы играют далеко не последнее место при преодолении технически сложных перевалов, т.к. от состава пород зависит характер крючьев, применяемых на маршруте. Кроме уже упоминавшегося Судакско-Карадагского района с рифогенными известняками, аналогичные породы характерны для г. Ай Петри и гор Кастропольско-Форосско-Ласпинской группы. Брекчевидные известняки встречаются на южном склоне пер. Кисгич Южный в ущелье руч. Беш Коба на С-В склоне Чатырдагского массива, хр. Кокия-Кала у м. Айя. Слоистые известняки, крайне ненадежные для забивки крючьев, встречаются в районе Тарак Таша, Ялтинской яйлы, Бабуган яйлы.

Породы таврической серии, лежащие ниже мощной пачки известняков как на южном, так и на северном склонах (примерно на высотах ниже 400-600м) из-за своей рыхлости практически не могут обеспечить надежность крепления крючьев и, соответственно, надежной страховки, также как и конгломераты отдельных массивов (прежде всего, гора Юж. Демерджи). Внутренняя гряда сложена преимущественно массивами нуммулитовых и мшанковых известняков, породой мягкой и весьма ненадежной, но все перевалы Внутренней гряды некатегорийные и крючьевой страховки не требуют.

Климат в Горном Крыму умеренный, средние летние температуры (в июне на яйлах + 15, в предгорье + 24, на побережье + 23), зимние (январь — соответственно – 5, -1, + 3). Зимой понижения температуры достигают до – 30. Много ветреных дней, что приводит довольно быстро к переохлаждению. Снежный покров от 30 см на Караби яйле до 80 см на Ай Петри, в карстовых воронках — до 5 м. В зимнее время карстовые плато представляют повышенную опасность при прохождении, т.к. некоторые входы в вертикальные карстовые полости занесены снегом. В отдельные годы, на протяжении всего зимнего периода в горах сохраняется повышенная лавинная опасность из-за высокой крутизны склонов.

Крым невелик – из Симферополя до любой точки маршрута на транспорте не более 2-4 часов.

Автор надеется, что данная книга поможет Вам со знанием дела спланировать свои путешествия.

Сложность таких видов туризма как: пешеходный, лыжный, велосипедный, мотоциклетный часто зависит от сложности перевалов, встречающихся на маршруте, а в горном туризме предусматривает включение категорийных перевалов при прохождении маршрута и полностью от них зависит.

Составление данного перечня является первой пробой упорядочения и систематизации перевалов Горного Крыма. Необходимость такого перечня очевидна, т.к. в связи с распадом СССР основные, а точнее, все районы проведения горных походов оказалось за пределами Украины. Тысячи ее жителей, занимавшихся спортивным туризмом, попали в изоляцию от любимого вида спорта.

Существуют скептики, которые утверждают, что перевалы Горного Крыма не такие сложные и высокие как на Тянь-Шане, Памире или Кавказе. Да, суперсложных перевалов в Крыму нет, но есть перевалы, которые смогут дать первоначальный опыт в подготовке новичков и спортсменов массовых разрядов (3-2). Еще Ю.В. Гранильщиков – один из пионеров горного туризма в СССР и основоположников классификации перевалов — писал: ”В Карпатах, Крыму, на Урале, в Саянах маршруты, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым к горным путешествиям, на данный момент из-за недостатка оценочных материалов отсутствуют. Но это не исключает возможности встречи в этих и других районах с препятствиями, характерными для горных путешествий, включая категорийные перевалы”. (Л. 4, с.7)

Кроме того, скептикам стоит напомнить, что категория трудности перевала не зависит от географической широты, населенности района, высоты и других факторов. Для оценки трудности перевалов разработана специальная методика, в основу которой положены такие определяющие признаки, как характер наиболее сложных участков, необходимых для преодоления перевала, техника и тактика передвижения, количественные характеристики (протяженность непрерывной страховки, число точек страховки), необходимое специальное снаряжение. Причем, за число точек страховки принимаются все места (позиции) закрепления и протравливания веревки с помощью ледоруба, альпенштока, крючьев с карабинами или петлями, скальных выступов, через плечо, поясницу и т.д., необходимые для навески перил и охранения идущего первым на подъеме и последнего на спуске. Есть противники классифицирования перевалов в Крыму еще и потому, что далеко не все перевалы имеют ярко выраженные седловины. Это тоже не аргумент. Под выражением “перевал” в горном туризме, в отличие от географического определения, подразумевается путь пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевал должен удовлетворять логической обоснованности и безопасности пути. Перевальная точка может не совпадать с самой низшей точкой водораздела. По соображениям простоты и безопасности могут осуществляться подъем на хребет в какой-либо точке, затем короткий траверс хребта и лишь потом спуск из другой точки хребта. Классифицироваться могут траверсы отдельных протяженных участков гребней хребтов от одного перевала до другого или через несколько перевалов и вершин.

По морфологическому строению горный Крым представляет собой три гряды-куэсты, то есть имеющие ярко выраженную асимметрию склонов. В данном случае, для всех горных гряд — Главной, Внутренней и Внешней — характерны крутые, часто обрывистые южные склоны и относительно пологие северные. В отрогах, отходящих от основных горных гряд, ориентировки перевальных склонов чаще всего соответствует направлению запад-восток, и резкой ассиметричности за редким исключением не наблюдается.

Подавляющее большинство перевалов Горного Крыма некатегорийные, через многие из них проходят тропы, грунтовые дороги, улучшенные и асфальтированные дороги. Через эти перевалы можно проложить интересные маршруты по вело и мототуризму. Перевалы с категорией трудности от 1А до 2 Б определяют категорию сложных горных и, отчасти, пешеходных и лыжныхпоходов.

Классификация перевалов составлена на основе “Таблицы оценки трудности перевалов”.

Например, оценка перевала Гаспра-Богаз 1 А 1160 м н.у.м. Поселок Кореиз (150 м) тропа по водоразделу, далее вдоль русла балки Соухдере вначале хорошая, потом нечеткая. В верхней части ущелья теряется, крутизна подъема от 15 до 45°. Выход на перевал по перильной веревке длиной 20 м, крутизна 50-60°. Высота перевала 1160 м. Ходовое время из Кореиза 190 минут. От перевала пересекаем яйлу в северном направлении 65 минут. Спуск по тропе 15-40° в русло Куру Узень, далее прохождение Большого Каньона по руслу р. Аузун Узень. В начале каньона 30 м, а у ”Ванны молодости” перила 10 м, выход к р. Коккозка, тур. стоянки “Коккозка-2” 410 минут (310 м н.у.м.). Ходовое время на маршруте 705 минут (11 часов 05 минут). Набор высоты 1010 м, потеря высоты 850 м, общий перепад высот 1760 м.

Точек страховки 3, протяженность участков со страховкой 60 м. По всем параметрам перевал может оценен категорией 1 А, а то и 1 Б (в зависимости от условий погоды).

Категория перевалов дана для лета и зимы, но следует отметить, что календарная зима в Крыму не всегда совпадает с истинными условиями прохождения, и окончательная оценка может быть установлена только по предоставлении отчета группой, т.е. по фактическим условиям прохождения.

Часть предлагаемых к туристской классификации перевалов – это кулуары скальных вершин. По ним проложены классифицированные альпинистские маршруты. Примеры тому Восточный и Западный кулуары Ай Петри, ю-з кулуар Эклизи Бурун, кулуары г. Форос. Если их проходить не как чисто альпинистское восхождение, а как перевалы, т.е. из долины в долину, то они вполне могут быть классифицированы как перевалы.

Может быть классифицирована и связка кулуаров, т.е. подъем по одному из них и спуск по другому. В данном случае категория трудности перевала оценивается по суммарной сложности пройденных участков на спук и подъем.

Необходимость составления перечня Крыма очевидна. В конце 80-х годов был составлен перечень перевалов среднегорья СССР, куда вошли перевалы Хибин, Урала, гор Сибири. Крымские горы не представлены в данном перечне по одной простой причине: не были представлены сведения о перевалах. Эта работа позволит в какой-то мере компенсировать это упущение.

Данный перечень не претендует на абсолютную полноту и может быть расширен по мере накопления материала, прохождения и описания новых перевалов, к тому же, по мере накопления материала, категория перевалов может изменяться в ту или иную сторону. Перечень построен по региональному принципу и включает в себя пять районов:

1. Западный (Главная гряда от Севастополя до долины р. Альма, г. Алушты);

2. Центральный (от долины р. Альма до автодороги Белогорск — Приветное);

3. Восточный (от автодороги Белогорск-Приветное до г. Феодосия);

4. Внутренняя гряда;

5. Внешняя гряда.

Внутри каждого района есть подрайоны (как правило яйлы), которые обозначены буквенными символами от А до Ф, кроме букв О и З, т.к. их написание можно спутать с цифрами 0 и 3.

Нумерация перевалов идет, в основном, с запада на восток. Для отрогов порядковый номер возрастает по мере удаления от Главной гряды.

Пример нумерации: Б. 11. перевал 11-й с запада на Байдарской Яйле – пер. Шайтан – Мердвен

В. 3.5 – Айпетринская яйла, третий отрог с запада, пятый перевал от яйлы по хр. Куртлер – перевал Седам Кая.

По каждому перевалу приведены следующие данные: порядковый номер внутри подрайона; название перевала, высота в метрах над уровнем моря, категория перевала летом и зимой (если есть сведения, характер определяющих сложность перевала участков (скалы, снег, осыпь, трава); реки, долины, ущелья, которые соединяют перевалы, уточняющие данные. При указании соединяемых долин указывается вся цепочка речной системы. Например: Таш Хобах Богаз соединяет долину р. Улу Узень. Восточный (Черное море — с долиной ручья Гнилушка, впадающего в р. Бурульча, которая, в свою очередь, несет свои воды в р. Салгир.

В связи с тем, что перечень составлялся несколько лет, кое-где произошли изменения. Заросли тропы, или дороги превратились в тропы. Местами — наоборот. Поэтому возможны небольшие расхождения с перечнем.

При дополнении перечня рекомендуется применять для перевала местные названия смежных долин и рек, разделяемых этим перевалом, а также названия близлежащих приметных вершин.

При необходимости следует уточнять положение перевала и давать дополнительные сведения по направлениям сторон света (западный, восточный, центральный и т.д.), указывать орографические признаки (верхний, нижний, большой, малый, левый, правый и т.д.).

Название перевала может быть образовано из описания его геоморфологических и структурных особенностей (крутой, пологий, скальный, камнепадный и т.д.), из описания окраски и состава пород (белый, красный, осыпной, мраморный и т.д.). Допустимы сочетания признаков (белые скалы, красный камень и т.д.)

При составлении предлагаемого перечня сохранены местные названия перевалов, а также названия, бытующие в туристской среде, встречающиеся в краеведческой литературе и в книге Ю.Н. Шестопалова “Туристские маршруты Горного Крыма”. Харьков, 1996 год.

Некоторые перевалы указаны без названий, дана только их высота.

Перечень составлен на основе многолетних личных наблюдений и путешествий по Крыму, а также с использованием картографического материала масштабов 1: 25000 и 1: 50000 .

Автор искренне благодарен всем, кто оказал помощь в работе по составлению перечня: рецензенту – кандидату географических наук В. М. Шумскому, Пошивальнику С.И., Лишаеву Ю., Кулакову А., Алейникову А., а также всем участникам походов, с которыми проходились перевалы. Особую благодарность хочется выразить председателю федерации туризма, мастеру спорта по туризму Генхелю М.И. за помощь в создании книги, автору компьютерного набора С.И. Афанасьевой и А.Г.Рудницкому.

В некоторых графах отсутствуют сведения – нет данных. При описании перевалов и определении их трудности рекомендовано пользоваться предлагаемой таблицей.

При проведении походов по Крыму следует помнить, что погода в горах крайне изменчива, особенно в зимний период. С ухудшением погоды категория трудности ряда перевалов возрастает, в особенности тех, которые имели скальные участки. Зимой также усложняется прохождение перевалов, особенно кулуарного типа, что приводит к увеличению категории трудности перевала и, соответственно, предъявляет повышенные требования к участникам походов. При наличии значительного снежного покрова ряд перевалов лавиноопасен. Ряд описаний перевалов и их зарисовок приводится в данном перечне. Приводимые в перечне описания несколько отличаются от общепринятых, где, как правило, дается описание пути к перевалу выше границы леса. Но в связи со спецификой Крыма, где ориентирование, ввиду сильной расчлененности формами микрорельефа, намного сложнее, чем в горах Памира, Кавказа и других регионов, то по данной причине автор считает необходимым описывать и пути подхода, чтобы упростить точный выход к нужному перевалу.

Проводящим походы по Крыму следует помнить, что в Крыму обязательна личная явка руководителей групп в КСС (контрольно-спасательная служба. г. Симферополь ул. Зои Жильцовой, 24 (от ж.д. вокзала троллейбус 6 до ост. Площадь Советская), или в КСО, которые есть в городах Севастополь, Бахчисарай, Ялта, Алушта, Судак, Феодосия).

Если ваш маршрут проходит через заповедные территории, необходимо дополнительное согласование с управлением лесного хозяйства. (г. Симферополь, ул. Гавена 4. Тел. 44-28-12)

Перечень тур. Стоянок, разрешенных для остановки туристов в горно-лесной зоне без согласования с Госкомитетом Крыма по лесному хозяйству (но с обязательной регистрацией в КСС) указан в обновленной карте «По Горному Крыму» 1:50 000. НПП «Союзкарта» 2004 г.

Без регистрации в ГКЛХ стоянки разрешены в местах массового загороднего отдыха, определеных местными исполкомами.

Замечания, дополнения по перечню можно направлять по адресу 95038 г. Симферополь 38, ул. Хабаровская 48, кв. 23, Закалдаеву Николаю Викторовичу или г. Симферополь, ул. Турецкая 8, Центр детского и юношеского туризма (для Крымской МКК). Контрольно-спасательная служба. Симферополь, ул. Зои Жильцовой 24, тел. 25-31-58.

По этим адресам направлять паспорта и описания категорийных перевалов, с целью их дальнейшей систематизации и возможной публикации в печати.