Самолет разведчик mitsubishi ki.15-ko karigane.

Самолет разведчик mitsubishi ki.15-ko karigane.

К началу войны на Тихом океане разведчик Mitsubishi Ki.15 был, пожалуй, самым известным японским самолетом, благодаря рекордному перелету в апреле 1937 года по маршруту Япония – Англия. Проектирование Ki.15 началось 11.07.1935, когда воздушный штаб армейских ВВС заказал «Mitsubishi Yukoge К.К.» спроектировать скоростной разведывательный самолет. Спецификации были подготовлены капитаном Юзо, Фуджита и инженером Масао Андо из технического отдела воздушного штаба. Задание определяло максимальную скорость 450 км/час на высоте 3000 м, продолжительность полета 1 час на максимальной скорости при дальности полета 400 км, взлетный вес не более 2400 кг. Вооружение должно было состоять из одного 7,7-мм пулемета в задней части кабины. Самолет также должен был оснащаться двигателем в 700. 800 л.с., радиостанцией Hi-4 и фотокамерами.

По этому заданию Фумихико Коно вместе с Томио Кубо и Сокичи Мизумо спроектировали свободнонесущий низкоплан с неубирамым шасси в обтекателях под 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Nakajima Ha-8, развивавший на высоте 4000 м мощность 750 л.с. Сборка опытного самолета началась в декабре 1935 года. Самолет был готов всего за пять месяцев. Его первый полет состоялся в мае 1936 года. Во время летных испытаний самолет показал хорошие летные характеристики и легко достиг требований задания. Скорость составила 481 км/час на высоте 4050 м. Однако Ki.15 отличался плохим обзором вперед, особенно при взлете и посадке. Кроме того самолет резко терял скорость на виражах. Hесмотря на эти недостатки, Ki.15 был хорошо принят армией, и на Mitsubishi было заказано серийное производство самолета под обозначением «разведчик армейский тип 97 модель 1» (Ki.15-I). Первый серийный самолет был поставлен в мае 1937 года.

Во время испытаний первого Ki.15 одна из ведущих японских газет «Asahi Shimbun» получила разрешение от армии купить на фирме второй опытный самолет. Газета хотела установить рекорд при перелете из Японии в Англию на коронацию Георга VI. Самолет получил гражданскую регистрацию J-ВААI и «гражданское» обозначение «Karigane I» («дикий гусь»). Его закончили 19.03.1937, а 25 марта передали газете уже под именем «Kamikaze». Самолет отличался от боевого варианта только отсутствием фотокамер и пулемета. Летные характеристики самолета были продемонстрированы Западу, когда 06. 09.04.1937 J-ВААI за 94 часа 17 мин 56 сек преодолел 15315 км между Тачикава и Лондоном. Чистое летное время заняло 51 час 17 мин и 23 сек. Средняя скорость на маршруте составила по данным FAI 162,5 км/час. Позже несколько машин Ki.15-I использовалось гражданскими организациями под собственными именами как J-BAAL «Asakaze» («утренний ветер») и J-BAAM «Shochikaze» («легкий ветерок»).

С началом войны в Китае «разведчик армейский тип 97» был одним из первых самолетов, пошедших в бой. Ему противостояла целая «коллекция» различных китайских истребителей, включая Curtiss P-40 «Hawk», Gloster «Gladiator», истребители Поликарпова И-15бис и И-16. Тем не менее высокая скорость самолета в 480 км/час позволяла ему успешно действовать в глубине территории Китая, уходя почти от всех китайских истребителей, за исключением, пожалуй, только поликарповского И-16. Почти полная неуязвимость позволяла экипажам Ki.15 обеспечивать японскую армию всеми необходимыми данными о передвижениях противника. Самолет показал хорошую надежность в боевых условиях, только его пилотам не нравился обзор вперед. Hесмотря на то, что Ki.15 оправдал самые оптимистичные предположения, менее чем через год после поступления самолета на вооружение начались работы над его улучшенной версией.

Для нового Ki.15-II был выбран 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-26-I, который имел меньший диаметр, чем 9-цилиндровый Ha-8, что значительно улучшило обзор. Первый Ki.15-II с двигателем Ha-26-I был закончен в июне 1938 года и во время испытаний показал максимальную скорость 510 км/час – на 30 км/час больше, чем у Ki.15-I. Hесмотря на столь высокие летные данные, самолет был запущен в серию только в сентябре 1939 года под обозначением «разведывательный самолет тип 97 модель 2». По крайней мере два самолета были закончены в почтовом варианте под обозначением «Karigane II». Один из них носил собственное имя J-BAAO – «Amakaze» («порыв»). Вместе с J-BACL он использовался газетой «Asahi Shimbun».

Возможность Ki.15 вести разведку в глубине территории Китая привлекла к нему внимание имперскогo флота, который тогда не имел своего скоростного разведчика и использовал для визуальной разведки истребители «тип 96» везде, где ожидалось противодействж китайской авиации. В результате в 1938 году флот заказал 20 самолетов по образцу Ki.15-II, но с флотской радиостанцией и фотоаппаратом. Самолет получил во флоте обозначение «разведчик морской тип 98 модель 1» или С5М1. Он оснащался двигателем Mitsubishi «Tsuisei-12» мощностью 875 л.с. – флотский вариант Ha-26-I. Еще 30 подобных машин были заказаны в 1941 году под обозначением С5М2. Эта была уже специальная флотская модификация под двигатель Nakajimaа «Shakae-12» мощностью 950 л.с. с трехлопастным винтом. Hесмотря на более мощный двигатель, С5М2 оказался менее скоростным, чем Ki.15-II, за счет большего взлетного веса и оснащения дополнительным оборудованием.

Hаиболее скоростной версией стал Ki.15-III, разработанный в 1939 году. Два опытных самолета были оснащены двигателями Mitsubishi Ha-102 мощностью 1050 л.с. с трехлопастными винтами. Их максимальная скорость достигла 530 км/час. Однако, к тому времени ухе проходил испытания Mitsubishi Ki.46, который должен был сменить Ki.15. В результате Ki.15-III так и не пошел в серию. Всего было выпущено 439 самолетов Ki.15.

С началом войны на Тихом океане японская армия и флот продолжали использовать Ki.15-II и С5М2 – они применялись в Юго-Восточной Азии. Один С5М2 из состава 22-й штабной сентай обнаружил 10 декабря в море британские линейные корабли «Prince of Wales» и «Repulse», что привело к последующему уничтожению этих кораблей японской авиацией. Разведчик использовался еще в течение года, но встречи с более скоростными истребителями союзников для самолета без бронезащиты пилота и протектированных баков не оставляли ему никаких шансов выжить. Ki.15 вывели из состава боевых частей, но продолжали использовать в качестве связных или учебных машин, а некоторые машины в конце войны использовались пилотами-камикадзе.

Самолет разведчик mitsubishi ki.15-ko karigane.

Ki.15/C5M/Karigane

На разных Дальше More >>> модификациях устанавливались различные двигатели. Экипаж самолета — 2 чел. Вооружение 1×7,69, бомбовой нагрузки у разведчика нет.

Первый опытный экземпляр Ки.15 поднялся в небо в мае 1936 г.

Серийный выпуск наладили на заводе «Мицубиси» в Нагое в мае 1937 г. Всего изготовили 489 машин семейства Ки.15/С5М, в т.ч. 439 Ки.15. Ки.15 приняли на вооружение ВВС императорской армии в 1937 г. как «тип 97», его аналог для морской авиации С5М — в 1938 г. как «тип 98».

Выпускались серийно следующие основные модификации:

— Ки.15-I (тип 97 модель 1) с мотором Ха.8;

— Ки.15-II (тип 97 модель 2) с мотором Ха.26-I (в измененном капоте, серийно строился с сентября 1939 г.);

— C5M1 (тип 98 модель 1), ближний морской базовый разведчик с мотором «Зуйсей» 12 и измененным, по сравнению с Ки.15-II, оборудованием;

— C5M2 (тип 98 модель 2) с мотором «Сакае» 12.

Производство Ки.15-II и C5M2 завершили в 1940 г. Ки.15-II впервые были использованы в боевых операциях в Китае в конце 1937 г., действуя с баз в Манчжурии. Они принимали участие в вооруженном конфликте на Халхин-Голе, совершали разведывательные полеты над приграничными районами СССР. С5М применялись в войне с Китаем, в основном в приморских районах.

С начала войны на Тихом океане в декабре 1941 г. Ки.15 оперировали в Малайе, Бирме, на Филиппинах. С5М действовали в Малайе, патрулируя близлежащие районы моря. Одним из них было обнаружено английское «соединение Z» («Рипалс» и «Принс оф Уэлс»), уничтоженное впоследствии японскими бомбардировщиками и торпедоносцами.

С середины 1942 г. Ки.15 и С5М постепенно переводились в учебные части. В конце войны обе модификации использовались камикадзе; при этом на самолеты монтировались подфюзеляжные бомбодержатели. Официально ни Ки.15, ни С5М с вооружения не снимались.

Моторы, количество х мощность:||1×900 л.с.

Взлетная масса, максимальная:||5470 кг

Максимальная скорость:||510 км/ч

Практический потолок:||10000 м

Mitsubishi Ki-15 (армейский разведчик Тип 97, C5M)

Задействованные в войне с Китаем армейские Ki-15-I чувствовали себя в небе вполне спокойно и уверенно, но только до появления у противника советских истребителей И-16. Поэтому характеристики машины срочно повысили, оснастив ее 900-сильным (671 кВт) двигателем Mitsubishi Ha-26-I. Усовершенствованный Ki-15-II был принят на вооружение в 1939 году. По той же причине требовалось повысить характеристики самолета еще больше, и на испытания поступили два прототипа Ki-15-III с радиальным ПД Mitsubishi 102 мощностью 1050 л. с. (783 кВт). Но в серию они не пошли, так как в разработке уже находились машины с более высокими данными. Японский флот приобрел 20 Ki-15-II, присвоив им обозначение «морской разведчик Тип 98 Модель 1» (C5M1), и еще 12 самолетов с моторами Nakajima Sakae 12 мощностью 950 л. с. (708 кВт) под обозначением C5M2. Получивший у США и их союзников кодовое обозначение «Babs», Ki-15/C5M был построен в количестве 489 самолетов всех вариантов и в 1943 году переведен в подразделения второй линии. Позднее многие уцелевшие машины были задействованы в атаках камикадзе.

Силовая установка: один радиальный ПД Nakajima Ha-8 мощностью 640 л. с. (477 кВт)

Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4000 м — 480 км/ч; потолок 11400 м; дальность полета 2400 км

Масса: пустого 1400 кг; максимальная взлетная 2300 кг

Размеры: размах крыла 12,00 м; длина 8,70 м; высота 3,35 м; площадь крыла 20,36 м2

Вооружение: один 7,7-мм пулемет на турели в задней кабине

Самолет разведчик mitsubishi ki.15-ko karigane.

Mitsubishi Ki-15 (C5M) «Babs»

К началу войны на Тихом океане разведчик Мицубиси Ки 15 был, пожалуй, самым известным японским самолетом, благодаря рекордному перелету в апреле 1937 г по маршруту Япония-Англия. Проектирование Ки 15 началось 11 июля 1935 г, когда воздушный штаб армейских ВВС заказал Мицубиси юкоге КК спроектировать скоростной разведывательный самолет. Спецификации были подготовлены капитаном Юзо, Фуджита и инженером Масао Андо из технического отдела воздушного штаба. Задание определяло максимальную скорость 450 км/ч на высоте 3000 м, продолжительность полета в один час на максимальной скорости при дальности полета в 400 км, взлетный вес не более 2400 кг. Вооружение должно было состоять из одного 7, 7 мм пулемета в задней части кабины. Самолет также должен был оснащаться двигателем в 700-800 лс, радиостанцией Hi 4 и фотокамерами.

По этому заданию Фумихико Коно вместе с Томио Кубо и Сокичи Мизумо спроектировали свободнонесущий низкоплан с неубирамым шасси в обтекателях под 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Hакадзима Hа 8, развивавший на высоте 4000 м мощность 750 лс. Сборка опытного самолета началась в декабре 1935 г. Самолет был готов всего за пять месяцев. Его первый полет состоялся в мае 1936 г. Во время летных испытаний самолет показал хорошие летные характеристики и легко достиг требований задания. Скорость была 481 км/ч на высоте 4050 м. Однако Ки 15 отличался плохим обзором вперед, особенно при взлете и посадке. Кроме того, самолет резко терял скорость на виражах. Hесмотря на эти недостатки, Ки 15 был хорошо принят армией, и на Мицубиси было заказано серийное производство самолета под обозначением Разведчик армейский тип 97 модель 1 Ки 15-I. Первый серийный самолет был поставлен в мае 1937 г.

Во время испытаний первого Ки 15 одна из ведущих японских газет Асахи Симбун получила разрешение от армии купить на фирме второй опытный самолет. Газета хотела установить рекорд при перелете из Японии в Англию на коронацию Георга VI. Самолет получил гражданскую регистрацию J-ВААI и гражданское обозначение Каригане I (Дикий гусь I). Его закончили 19 марта 1937 г, а 25 марта передали газете уже под именем Камикадзе. Самолет отличался от боевого варианта только отсутствием фотокамер и пулемета. Летные характеристики самолета были продемонстрированы Западу, когда 6-9 апреля J-ВААI за 94 часа 17 минут и 56 секунд преодолел 15 315 км между Тачикава и Лондоном. Чистое летное время заняло 51 час 17 минут и 23 секунды. Средняя скорость на маршруте составила по данным ФАИ 162, 5 км/ч. Позже несколько Ки 15-I использовалось гражданскими организациями под собственными именами как J-BAAL Асакадзе (Утренний ветер) и J-BAAM Сочикадзе (Легкий ветерок).

С началом войны в Китае Ки 15 был одним из первых самолетов, пошедших в бой. Ему противостояла целая коллекция различных китайских истребителей, включая Кертисс Хок, Глостер Гладиатор, истребители Поликарпова И-15бис и И-16. Тем не менее, cкорость в 480 км/ч позволяла ему успешно действовать в глубине территории Китая, уходя почти от всех китайских истребителей, за исключением, пожалуй, только И-16. Почти полная неуязвимость позволяла экипажам Ки 15 обеспечивать японскую армию всеми необходимыми данными о передвижениях противника. Самолет показал хорошую надежность в боевых условиях, только его пилотам не нравился обзор вперед. Hесмотря на то, что Ки 15 оправдал самые оптимистичные предположения, менее чем через год после поступления самолета на вооружение начались работы над его улучшенной версией.

Для нового Ки 15-II был выбран двигатель Мицубиси Ha 26-I 14-цилиндровый воздушного охлаждения, который имел меньший диаметр, чем 9-цилиндровый Ha 8, что значительно улучшило обзор с самолета. Первый Ки 15-II с двигателем Ha 26-I был закончен в июне 1938 г и во время испытаний показал максимальную скорость в 510 км/ч на 30 км/ч больше, чем у Ки 15-I. Hесмотря на столь высокие летные данные, самолет был запущен в серию только в сентябре 1939 г под обозначением Разведывательный самолет тип 97 модель 2. По крайней мере два самолета были закончены в почтовом варианте под обозначением Каригане II (Дикий гусь II). Один из них (J-BAAO) носил собственное имя Амакадзе (Порыв). Вместе с J-BACL он использовался газетой Асахи Симбун.

Возможность Ки 15 вести разведку в глубине территории Китая привлекла к нему внимание имперского флота, который тогда не имел своего скоростного разведчика и использовал для визуальной разведки истребители Тип 96 везде, где ожидалось противодействие китайской авиации. В результате в 1938 г флот заказал 20 самолетов по образцу Ки 15-II, но с флотской радиостанцией и фотоаппаратом. Самолет получил во флоте обозначение Разведчик морской тип 98 модель 1 или С5М1. Он оснащался двигателем Мицубиси Цуйсей 12 мощностью 875 лс (флотский вариант Ha 26-I). Еще 30 подобных машин были заказаны в 1941 г под обозначением С5М2. Эта была уже специальная флотская модификация под двигатель Hакадзима Сакае 12 мощностью 950 лс с трехлопастным винтом. Hесмотря на более мощный двигатель, С5М2 оказался менее скоростным, чем Ки 15-II за счет большего взлетного веса и оснащения дополнительным оборудованием.

Hаиболее скоростной версией стал Ки 15-III, спроектированный в 1939 г. Два опытных самолета были оснащены двигателями Мицубиси Ha 102 мощностью 1050 лс с трехлопастными винтами. Их максимальная скорость достигла 530 км/ч. Однако, к тому времени ухе проходил испытания Мицубиси Ки 46, который должен был сменить Ки 15. В результате Ки 15-III так и не пошел в серию. Всего было выпущено 439 самолетов Ки 15.

С началом войны на Тихом океане японская армия и флот продолжали использовать Ки 15-II и С5М2 они применялись в Юго-Восточной Азии. Один С5М2 из состава 22 штабной сентай обнаружил 10 декабря в море британские линейные корабли Принц Уэльский и Рипалс, что привело к последующему уничтожению этих кораблей японской авиацией. Разведчик использовался еще в течение года, но встречи с более скоростными истребителями союзников для самолета без бронезащиты пилота и протектированных баков не оставляли ему никаких шансов выжить. Ки 15 вывели из состава боевых частей, но продолжали использовать в качестве связных или учебных машин, а некоторые машины в конце войны использовались пилотами-камикадзе.

Военная авиация

Это — Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.

Японский самолет-разведчик Mitsubishi Ki-15/C5M

В июле 1935 года эксперты Коку Хомбу Японии сформулировали требования на двухместный разведывательный самолет, спроектировать который было поручено фирме «Мицубиси». Вскоре конструкторский коллектив в составе инженеров Фумихико Коно, Томио Кубо и Сокичи Мизумо представил заказчику проект свободнонесущего низкоплана с неубирамым шасси и 9-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Накадзима На-8, развивавшим на высоте 4000 м мощность 750 л.с. После его одобрения в декабре того же 1935 года на «Мицубиси» приступили к сборке прототипа. Через пять месяцев он был готов и в мае 1936 года совершил свой первый полет. В ходе летных испытаний самолет, получившей обозначение Ki-15, продемонстрировал характеристики, полностью удовлетворявшие требованиям спецификации, а по многим пунктам и превосходившие их. В частности достигнутая на высоте 4050 м скорость в 481 км/ч более чем на 30 км/ч превысила скорость, указанную в задании. Впечатление от машины было настолько благоприятным, что военные закрыли глаза на некоторые недостатки самолета, например, плохой обзор вперед, особенно при взлете и посадке, и резкая потеря скорости на виражах, и запустили его в серийное производство как «Армейский разведчик Тип 97 Модель 1» (Ki-15-I).

В мае 1937 года первая серийная машина поступила в войска, а незадолго до этого (6-9 апреля) один купленный газетой «Асахи симбун» самолет этого типа совершил рекордный перелет из Японии в Великобританию, преодолев за 94 часа 17 минут и 56 секунд (чистое летное время 51 час 17 минут и 23 секунды) 15315 км со средней скоростью 162,5 км/ч. Этот перелет продемонстрировал всему миру возросший уровень японской авиации в целом и высокие характеристики нового самолета в частности. Вскоре в небе Китая эти характеристики были подтверждены в боевых условиях. Высокая скорость позволяла японскому истребителю второй мировой войны Ki-15-I успешно действовать в глубине территории Китая и обеспечивать армию всеми необходимыми данными о передвижениях противника, уходя при этом почти от всех китайских истребителей, за исключением разве что советских военных самолетов И-16.

Флотский разведчик Японского императорского флота Mitsubishi Ki-15 вид спереди

Тем не менее, всего через год после поступления самолетов-разведчиков Ki-15 на вооружение начались работы над его улучшенной версией. Так появился вариант Ki-15-II с 850-сильным двигателем Мицубиси На 26-1, который имел меньший диаметр, чем На-8, за счет чего значительно улучшился обзор из кабины. Первый самолет Ki-15-И был закончен в июне 1938 года. Во время испытаний он развил максимальную скорость 510 км/ч, но, даже несмотря на столь высокие летные данные, усовершенствованный вариант был запущен в серию только в сентябре 1939 года.

Вспомогательный самолет Японского императорского флота Mitsubishi Ki-15 вид сбоку

Высокая эффективность вспомогательных самолетов Ki-15 при выполнении разведывательных задач привлекла к самолету внимание командования авиации флота. В результате в 1938 году Кайгун Коку Хомбу заказал 20 самолетов по образцу Ki-15-II. Они получили вместе с обозначением «Разведчик флота Тип 98 Модель 1» (С5М1) свой комплект фото и радиооборудования. Еще 30 подобных машин были заказаны в 1940 году под обозначением С5М2. Эта была уже специальная модификация под двигатель Накадзима Сакае 12 мощностью 950 л.с., с трехлопастным винтом. Несмотря на более мощный двигатель, С5М2 оказался менее скоростным, чем Ki-15-11 — из-за большего взлетного веса.

В 1939 году было построено два опытных самолета варианта Ki-15-III. Они были оснащены двигателями Мицубиси На-102 мощностью 1050 л.с. и стали самыми скоростными из всех Ki-15 (максимальная скорость 530 км/ч). Но поскольку к тому времени уже шли испытания разведчика Мицубиси Ki-46. который должен был придти на смену самолету Ki-15, то в серию флотский разведчик Ki-15-II не пошел. Все ограничилось выпуском 439 самолетов Ki-15-I и Ki-15-II.

Флотский разведчик Японского императорского флота Mitsubishi Ki-15 вид сверху

Начало боевых действий на Тихом океане Японские вспомогательные самолеты Второй мировой войны Ki-15 и С5М встретили в составе подразделений первой линии. Они активно и успешно использовались во всех районах огромного театра военных действий, с честью справляясь с возложенными на них обязанностями. Именно разведчик С5М обнаружил 10 декабря 1941 года вышедшие из Сингапура британские линейные корабли «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». Через несколько часов благодаря умелому наведению на цель соединения бомбардировщиков ВВС флота оба корабля были потоплены. Но постепенно эффективность действий Ki-15 и С5М стала уменьшаться. Их скорости было недостаточно, чтобы уйти от преследования более современных истребителей союзников, а шансов уцелеть при встрече с ними у вооруженного единственным 7,7-мм пулеметом самолета без бронезащиты пилота и протестированных баков было ничтожно мало. В 1943 году разведчики этого типа были выведены из боевых частей в учебные и вспомогательные подразделения. В конце войны некоторые машины были использованы пилотами-камикадзе. Союзники присвоили самолетам Ki-15 и С5М кодовое наименование «Бэбс».